ОБУЧАЮЩИЙ ЦЕНТР VENEFICA
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.
Вход
Последние темы
Значение букв ивритаСр Июл 13, 2022 2:57 pmVENEFICA
Таро 1001 Ночь. МБКВт Июл 05, 2022 8:36 pmVENEFICA
Таро ВиртаВт Июл 05, 2022 8:27 pmVENEFICA
Таро Мистика Витражей МБКВт Июл 05, 2022 8:17 pmVENEFICA
Таро Темных АнгеловЧт Июн 30, 2022 10:06 pmVENEFICA
Таро Джейн ОстинЧт Июн 30, 2022 9:19 pmVENEFICA
Средневековое ТароЧт Июн 30, 2022 9:14 pmVENEFICA
Таро Золото ИконЧт Июн 30, 2022 9:12 pmVENEFICA
Таро ГармонияЧт Июн 30, 2022 9:07 pmVENEFICA
Таро ЛенорманЧт Июн 30, 2022 9:05 pmVENEFICA
Iubhar (Тис)Чт Июн 16, 2022 8:50 pmVENEFICA
Eadha (Осина)Чт Июн 16, 2022 8:48 pmVENEFICA
Ur (Вереск)Чт Июн 16, 2022 8:46 pmVENEFICA
Onn (Дрок)Чт Июн 16, 2022 8:34 pmVENEFICA
Ailm (Сосна)Чт Июн 16, 2022 8:33 pmVENEFICA
Ruis (Бузина)Чт Июн 16, 2022 8:31 pmVENEFICA
Straif (Терновник)Чт Июн 16, 2022 8:30 pmVENEFICA
Getal (Папоротник)Чт Июн 16, 2022 8:27 pmVENEFICA
Gort (Плющ)Чт Июн 16, 2022 8:24 pmVENEFICA
Muin (Виноградная лоза)Чт Июн 16, 2022 8:21 pmVENEFICA
Quert (Яблоня)Чт Июн 16, 2022 8:16 pmVENEFICA
Coll (Орешник)Ср Июн 01, 2022 7:54 pmVENEFICA
Tinne (Падуб)Ср Июн 01, 2022 7:50 pmVENEFICA
Duir (Дуб)Ср Июн 01, 2022 7:30 pmVENEFICA
Huath (Боярышник)Ср Июн 01, 2022 7:26 pmVENEFICA
Nuin (Ясень)Ср Июн 01, 2022 7:24 pmVENEFICA
Saile (Ива)Ср Июн 01, 2022 7:21 pmVENEFICA
Fearn (Ольха)Ср Июн 01, 2022 7:18 pmVENEFICA
Luis (Рябина)Ср Июн 01, 2022 7:17 pmVENEFICA
Beith (Береза)Ср Июн 01, 2022 7:15 pmVENEFICA
Ведьмины руныСр Июн 01, 2022 6:45 pmVENEFICA
Оракул Dark Mirror OracleСр Июн 01, 2022 6:40 pmVENEFICA
Винтажный Оракул МудростиСр Июн 01, 2022 6:34 pmVENEFICA
Эноил ГаватВт Апр 26, 2022 7:43 pmVENEFICA
Таро геев мбк переводСб Апр 09, 2022 1:16 amVENEFICA
Расклад «Анализ года»Сб Фев 27, 2021 7:49 pmМаргарита Булгакова
Twilight Oracle Lenormand cardsПн Ноя 30, 2020 9:41 pmDrugaya
*Мощная молитва-оберег - Псалом 90*Сб Июн 27, 2020 3:40 amДеметра
МОЛИТВЫ ОТ БЕЗДЕНЕЖЬЯ И ДОЛГОВ Чт Июн 25, 2020 5:15 amДеметра
Кто сейчас на форуме
Сейчас посетителей на форуме: 1, из них зарегистрированных: 0, скрытых: 0 и гостей: 1

Нет

ПОДЕЛИТЬСЯ

Перейти вниз
VENEFICA
VENEFICA
ОСНОВАТЕЛЬ ФОРУМА
ОСНОВАТЕЛЬ ФОРУМА
Женщина Сообщения : 23041
Дата регистрации : 2014-02-01
https://shkola-tarot.ru/

 Русалии, Зелёные Святки – праздник встречи Лета Красного!	 Empty Русалии, Зелёные Святки – праздник встречи Лета Красного!

Пт Сен 02, 2016 5:34 pm
 Русалии, Зелёные Святки – праздник встречи Лета Красного!	 Im33v8
«Он видел, как из-за осоки выплывала
русалка, мелькала спина и нога, выпуклая, 
упругая, вся созданная из блеска и трепета…»
Н.В.Гоголь. Вий.

Русалии. Один из величайших кологодных праздников народной традиции, посвященный Богам, обережным Духам-хранителям Природы. Зажатый между церковными - «Семиком» и «Троицей», этот весенне-летний праздник, пожалуй, один из тех, смысл которого понятен не всем потомкам Родов Славянских. Моя заметка - для тех, кто интересуется традицией предков.

С Жаворонками и Закличками мы встретили Весну- Красну! И пришла пора проводить её с честью и встретить Лето Красное! Исходя из различных исследований, можно уверенно говорить о том, «Русальная неделя», в зависимости от местности, климата, приходилась и празднуется Славянскими народами в период с 10 Мая по 10 Июня. Это Праздник проводов Весны и встречи Лета, праздник чествования Берегинь, Духов-хранителей рек, лесов, гор, - всего того мира, который нас окружает. Он всегда имел огромное значение и распространение. В Номоканоне, напечатанном во Львове в 1646 г., пишется: «О верных, последующих Еллинским обычаям и плясанием на брацех, и на стогну творщих, или русалком, или гласовом птичим верующих…» (1с24). Хороводы, завивание и развивание березовых венков, гадания, принесение треб священным рощам, деревьям, рекам и ручьям, кумления, игры и забавы – вот что означают Зелёные святки, или Русальная неделя. Живя в ладу с Природой, Славяне вместе с ней отмечали и отмечают смену времен года, чествуют и славят Богов, одухотворяющих всё живое на Земле. Из Славянской рукописи XVI века: «Реки нарицались богини и звери, живущие в них почитаемы были богами, коим приносились требы» (1,с171)

Русалки всегда почитались Славянами, как Богини. «Современное к миру благоговение к воде, распространившееся между всеми почти народами древности, и вошедшее в систему Славяно-Руских мифов, родило поверье, что есть особенныя существа, управляющие етою стихией, благоприятною и враждебною для человека… То речные нимфы, или богини, известныя у Славян под именем Русалок» - пишет П.Снегирев. (2с1). Он же отмечает схожесть наших Русалок с богинями других народов: Нереиды, Гамадриады, Наяды, Кверкветуланы… «В языческом мире земноводная Русалка…имела значение речной богини, владетельницы сокровищ и чаровницы… Очевидно, что празднование дня Русалок, приносимые им венки, блины, яйца, полотенцы и мотки ниток суть остатки умилостивительных жертв своим водным духам». (с13) Именно в эти дни выходят берегини - Русалки на бережок, чтобы погреться под лучами входящего в полный расцвет Солнца – Ярилы! И не случайно в некоторых местностях эти праздничные дни почитаются и Ярилиными днями.

Обратим внимание и на одинаковость названия этого праздника: у Румын – rusalii; у Чехов и Словаков – russalda. Кроме чествования богинь водной стихии, в эти дни наши народы почитают и лесных духов-хранителей: у Карпато-Россов есть праздник Русалье, «которое празднуется более в рощах» (1,с141). «Известно, что русалки живут ещё в лесах; есть и горные русалки» (3,с160). О размахе этих праздников свидетельствует тот факт, что во времена борьбы христианства с язычеством, «чешский Князь Брячеслав II велел вырубить все заповедныя дубравы, в кои Чехи собирались по старому обычаю совершать языческие обряды». «Что у Карпато-Россов Русалки, то у Виндийцев и Сербов Вилы, кои, по их мнению, живут на горах и на прибрежных скалах, изображаются молодыми, в белом платье, с долгими распущенными по плечам и по груди волосами из осоки» (с136). 

Как мы уже заметили, Зелёные святки, Русалии до сих пор «…строго воспрещены учителями Церковными, по языческому их происхождению, и в одной рукописи Пролога XV века описываются так: Бесы в виде человеческом «овы бьяху в бубны, друзии же в козице и в сопели сопяху, инии же возложивше на лица скураты, идяху на глумленье человеком и мнозии оставивше церковь, на позор течаху и нарекоша те игры «Русальи». (1с184). И в Стоглаве осуждаются Русалии XVI века, «…которыя праздновались так же, как навеченрия Иванова-дня, Рождества Христова и Богоявления: сходятся мужие и жены и девицы на ночное плещование и безчинный говор и на бесовския песни и на плясание и скакание; и егда нощь мимо ходит, тогда к реце идут с великим кричанием, аки бесни и умываются водою».


На Руси праздник Русалий или Зелёных святок имеет различные названия от местных обычаев: «Во всей Малороссии именуется зелёною, клечальною от клЕчанья, или Мая, т.е. зелёных ветвей, Зелёными святками, а в древности Русальною. Около Стародуба ета седмица слывёт Греною, песни – гренухами или гренушками» (1,с171) В некоторых областях Русалии, Зелёные святки именуются «тюльпою» или «толпою», в близких к Польше местностях – «стадом»; в Белоруссии – «разгарою».

Праздники эти отмечаются на Руси повсеместно и одинаково: «В Рязанской губернии, в Скопине, с понедельника Русальной недели до самого заговенья, с вечера до ночи девки и женщины водят хороводы змейкою, держась за конец платка и припевая: Лелий, лелий, лелий зелёный, и Ладо моё!» (1,с184) Русальную неделю сопровождали плясками, музыкой, переряживанием. Празднуется он обычно в рощах, где завивают венки; потом их пускают в реки и озёра и гадают по венку о будущем. «Этот день относится к одному из самых светлых праздников. Накануне этого дня вечером принято втыкать молодые лиственные, преимущественно, берёзовые деревца вокруг жилищ, самые жилища убирать ветками и цветами, а пол посыпать свежей травой и явором, - трава, растущая в воде у речных берегов» - Пишет Гальковский (3,с94). 

Девушки и дети в эти дни ходят в лес завивать венки. Выбирают деревца, «…обвязывают их поясом, украшают лентами, поют песни и пляшут вокруг них; завивают венки, украшают ими головы, а потом идут к реке и, бросая венки в воду, гадают по ним. В этот день молодежь, преимущественно девушки, дают друг другу обет дружбы, называемый “кумовством». 
И при этом все участники праздника постоянно ощущают себя в единстве с природными силами: «В Сибири существует поверье, что Русалки декуются, т.е. играют с парнями и девками» (2с13). В продолжение всего праздника песни народные повторяют имена Тура и Костромы, а чаще всего - Ладо. «В других местах около етого времени провожают весну…»(2с11). «На гульбищах устраивают качели… провожают весну…Мущины и женщины, нарядясь разными шутами, привязывают несколько телег одну к другой, запряженных гусем, катаются на них из конца в конец селения и заключают веселье хороводом» (2с65).

Как отмечают все исследователи народной традиции, с древних пор «…на Руси кланялись рекам, источникам, берегиням и деревьям и приносили им жертву. Афанасьев сообщает, что в народе принято от болезней купаться в реках, прудах или источниках и оставлять на прибрежных кустах и деревьях полотенца и сорочки. Замечательно, что такие же требокладения совершаются и в честь русалок. Наши крестьяне вешают в дар русалкам холсты и нитки. В Малороссии и теперь в обычае, во время русальной недели, на деревьях вешать холсты, полотенца, сорочки и мотки ниток в дар русалкам» (3,с60) 
Те, кто уже связан сегодня с традицией Родной веры, знает, а кто только соприкоснулся с ней, подскажу: воздавая требы нашим Богам, Духам-хранителям, вы можете мысленно или вслух передать им свои просьбы и пожелания. В такие дни грань между мирами Яви и Нави становится так тонка, что мы можем физически соприкасаться с ними. Всё сбудется. 

«По сравнению с человеком, живущим только на земле, человекообразные русалки, живущие и на земле и в воде, существа высшего порядка» - заключает Гальковский (3с60). А о том, как с подачи церкви эти богини превратились в «заложных покойников», чертей, и как «Русалья неделя» обернулась Семиком – «праздником мертвецов», а «Зеленые святки» - в «Троицу» - в следующий раз. И напоследок, обратите внимание, друзья: наши Русалки – это не библейские хвостатые «фараонки»! Они не ползают, а ходят и бегают; водят хороводы, «на ветвях сидят», а не «висят»; и имеют образ прекрасных девушек, а не хвостатых полурыб. Об этом знал и Александр Сергеевич Пушкин, знал и Николай Васильевич Гоголь, когда описывал языческий мир восхищенными глазами Хомы. А многие из нас, увы, не знают. 

Проводим же Весну и встретим Лето Красное вместе с нашей Природой! Пусть и дальше вращается Коло! Слава Духам – хранителям Природы! Слава нашим Богам! 


1.П.Снегирев. Русские простонародные праздники, Выпуск 1, 1837 г.
2. П.Снегирев. Русские простонародные праздники, Выпуск 4, 1839 г.
3. Гальковский Н.М. «Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси»,1913 г. 
4. П.Снегирев. Русские простонародные праздники, Выпуск 3, 1838 г

***************
Пересвет (Виктор Болтёнков) http://vk.com/kivi_video
Вернуться к началу
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения