Спиритические обманы
Ср Дек 02, 2015 9:15 pm
Те, которые не допускают действительности физических явлений, приписывают вообще обману производимые явления. Они основываются на том, что искусные фокусники делают вещи, которые кажутся чудесными, когда не знают их секретов. Из этого они заключают, что медиумы не что иное, как фокусники. Мы опровергали уже этот довод или, скорее, это мнение, а именно в статье о г-не Хоуме и в "Revue Spirite" за январь и февраль 1858г.
Хоум все свои замечательные явления производил при свете. У него появлялись материализованные руки, летающие по комнате и поднимающие под потолок разные вещи. Иногда поднимался на воздух он сам. Спрошенные по этому поводу лучшие английские и французские профессиональные фокусники единогласно заявили, что они не могут воспроизвести при той же обстановке всё то, что наблюдается у Хоума. Другими словами, им нужна сцена и приборы, чего не имел Хоум. (Асгарта)
Поэтому теперь скажем несколько слов только, прежде чем начнём говорить о предмете более серьёзно. Впрочем, есть обстоятельство, которое не может ускользнуть от каждого сколько-нибудь рассуждающего человека. Есть, без сомнения, фокусники необыкновенно искусные, но они очень редки. Если б все медиумы занимались фиглярством, то нужно было бы согласиться, что искусство это сделало в короткое время неслыханные успехи и вдруг стало искусством весьма обыкновенным, потому что оно оказывается врождённым не только у людей, которые не подозревали этого, но даже и у детей.
Из того, что есть шарлатаны, которые продают лекарства в публичных местах, из того, что есть медики, которые хотя и не являются в местах публичных, но обманывают доверие, следует ли, что все медики шарлатаны и что медицина должна потерять всякое уважение?
Из того, что есть люди, продающие подкрашенное вино вместо натурального, следует ли, что все продавцы вина подделыватели и что чистого вина вовсе нет? Употребляют во зло всё, даже вещи самые достойные уважения, и можно сказать, что плутовство имеет также своих гениев. Но обман всегда имеет цель и какой-нибудь матерьяльный интерес. Где нельзя ничего выиграть, там нет цели обманывать. Поэтому мы и сказали относительно медиумов корыстолюбивых, что лучшая гарантия в этом случае есть совершенное бескорыстие.
Из всех спиритических феноменов более всего дают повод к обманам феномены физические вследствие причин, которые бесполезно рассматривать.
Во-первых, тут обращаются больше к зрению, чем к рассудку, и потому фокуснику легче подражать им.
Во-вторых, затрагивая более других любопытство, они скорее могут привлекать толпу и, следовательно, доставлять больше выгоды.
При таком взгляде на вещи шарлатаны имеют много выгод в подражании этого рода явлениям. Зрители, большей частью не знакомые со спиритической наукой, идут искать скорее развлечение, чем серьёзное поучение, а известно, что всегда лучше платить за то, что может служить развлечением. Но, кроме этого, есть другая причина не менее важная. Если фиглярство может подражать матерьяльным явлениям, для которых нужна только ловкость, то мы не слышали до сих пор, чтобы оно обладало даром импровизации, которая требует ума не совсем обыкновенного, или даром производить эти прекрасные и высокие откровения, столь кстати сказанные, которые дают духи в своих сообщениях. Это напоминает нам следующее происшествие.
Один литератор, довольно известный, пришёл однажды к нам и говорит, что он очень хороший медиум сознательный и что он предлагает услуги нашему спиритическому обществу. Так как мы имеем обыкновение допускать в общество тех медиумов только, способность которых известна нам, то мы просили его явиться прежде в частное собрание, чтобы дать доказательства своей способности. Он явился туда действительно. Несколько опытных медиумов получили или рассуждения, или ответы замечательной точности на вопросы, к которым они были приготовлены. Когда пришла очередь этого господина, он написал несколько незначительных слов, сказал, что он не расположен в этот день, и больше мы его не видели. Он нашёл, вероятно, что играть роль медиума разумных явлений труднее, чем он думал.
Легче всего обманывать в чём бы то ни было людей, которые незнакомы с предметом. То же самое можно сказать и о Спиритизме. Кто не знает его, тот легко обманывается наружным видом; между тем как предварительное серьёзное изучение знакомит не только с причинами феноменов, но и с условиями, при которых они могут производиться, и даёт возможность узнать обман.
Медиумы-обманщики описаны, как они стоят того, в следующем письме, помещённом нами в "Revue Spirite" за август месяц 1861 года.
"Париж, 21 июля 1861.
Милостивый государь!
Можно быть несогласным в некоторых пунктах предмета и совершенно согласиться в других. Я прочёл недавно на 213 странице последнего номера Вашего журнала рассуждения об обманах, относящихся к опытам спиритуализма, или спиритизма, и очень счастлив, что могу присоединить к ним свои замечания. Здесь всякое несогласие относительно теорий и учений прекращается как бы волшебной силой.
Я, может быть, смотрю не так строго, как Вы, на медиумов, которые честным и приличным образом принимают вознаграждение за потерю времени, посвящаемого ими опытам часто долгим и утомительным; но я также строг - и в этом случае нельзя не быть строгим - относительно тех, которые пополняют плутовством и обманом отсутствие или недостаточность обещанных и ожидаемых результатов.
Примешивать подлог к истине, когда дело идёт о феноменах, получаемых при посредстве духов, есть просто низость, и было бы совершенным отсутствием здравого смысла думать, будто медиум имеет право делать это спокойно. Это значит, как Вы прекрасно замечаете, продолжить недоверие к предмету в умах людей не вполне убеждённых каждый раз, когда обман обнаруживается. Я прибавлю ещё, что это значит подвергать самым несправедливым упрёкам людей честных, которые бескорыстно помогают медиумам своими познаниями, которые ручаются за их добросовестность и покровительствуют им некоторым образом. Это значит совершать относительно их формальное преступление.
Всякий медиум, обличённый в подложных действиях, который был бы пойман, так сказать, на месте преступления, должен быть изгнан всеми спиритуалистами или спиритами, которые обязаны изобличать и посрамлять таких медиумов.
Если вы найдёте нужным поместить эти строки в Вашем журнале, то оне к Вашим услугам.
Примите, и проч.
Матье."
Не всем спиритическим феноменам одинаково легко подражать, и между ними есть такие, которых не могут подделывать самые искусные фокусники. Таковы именно: движение предметов без всякого прикосновения, поднимание тяжёлых тел в воздух, удары, раздающиеся в разных местах, видения и прочее, разумеется, если нет предварительных секретных приготовлений. Вот почему мы говорим, что в этом случае нужно внимательно наблюдать обстоятельства и в особенности брать в соображение характер и положение особ, цель и интерес, какой могут иметь оне для того, чтобы обманывать. Это самое лучшее средство контроля, потому что бывают обстоятельства, устраняющие всякие сомнения.
Итак, мы думаем, что вообще нужно остерегаться тех, которые делали бы из феноменов этих зрелища или предмет любопытства или забавы и уверяли бы, что могут производить их по своему произволу и в назначенном месте, как мы уже объяснили это. Мы не перестанем повторять, что разумные существа, проявляющиеся нам, хотят доказать, что они обладают также свободным произволом и не подчиняются нашим капризам.
Не так Спиритизм поставлен в Индии. Там факиры и светские йоги производят физические и разумные медиумические явления по желанию и во всякое время. Им помогают питрисы - духи предков, - постоянно сопутствующие им. (Асгарта)
Достаточно будет указать некоторые хитрости, к каким прибегают или могут прибегать в известных случаях, чтобы предохранить от обмана наблюдателей добросовестных. Что же касается до людей, которые судят, не углубляясь, то напрасно старались бы мы разуверить их.
Один из самых обыкновенных феноменов есть удары, раздающиеся в самом веществе дерева, сопровождаемые или нет движением стола или другого предмета. Этому явлению легче всего подражать или прикосновением ноги, или же производя лёгкий треск в мебели. Но здесь есть особенная маленькая хитрость, которую небесполезно открыть. Достаточно положить обе руки так, чтобы ногти больших пальцев крепко упирались один в другой. Тогда с помощью движения мускулов, совершенно незаметного, производят трение, которое издаёт слабый сухой звук, имеющий большое сходство со звуками внутренней типтологии. Этот звук отражается в дереве и производит соответствующую иллюзию. Ничего нет легче, как повторять его столько раз, сколько требуется, подражать барабанному бою и прочая, отвечать на известные вопросы с помощью "да" или "нет", различных чисел или даже указания на буквы азбуки.
Зная всё это, очень легко подметить обман. Он невозможен, если руки удалены одна от другой и если уверены, что никакое другое прикосновение не может произвести звука. Действительные удары представляют ту особенность, что они переменяют место и род звука по произволу (чего не может быть, если они зависят от вышеизложенной нами или от другой подобной же причины), что переносятся со стола на другую мебель, к которой никто не прикасается, на стены, потолок и прочее, что отвечают, наконец, на вопросы непредвиденные.
Непосредственному писанию подражать ещё легче. Не говоря уже о весьма известных химических субстанциях, с помощью которых по прошествии некоторого времени на чистой бумаге являются письмена - что можно предупредить самыми обыкновенными предосторожностями, - может случиться, что бумага будет ловко заменена другой. Может быть также, что желающий обмануть искусно отвлечёт внимание зрителей и в это время напишет несколько слов. Нам говорили, что писали таким образом кусочком карандаша, спрятанным под ногтем.
Феномену приноса предметов, так же как и другим, могут подражать фокусники, и можно быть обманутым человеком более или менее ловким, не имея даже дела с настоящим фокусником. В особой статье, которую мы поместили выше, духи сами определили исключительные условия, при которых феномен этот может производиться, из чего нельзя не заключить, что лёгкое и произвольное получение аппорта может по меньшей мере считаться подозрительным. То же самое должно сказать и о непосредственном писании.
В главе о специальных медиумах мы упомянули, на основании слов духов, о редких и обыкновенных медиумических способностях. Поэтому нужно остерегаться слишком доверять медиумам, которые говорят, что обладают первыми, или которые имеют претензию на много сторон своей способности, что очень редко оправдывается на деле.
Разумные явления, смотря по обстоятельствам, представляют более всего ручательств за свою действительность, а между тем и они не чужды подражанию, по крайней мере, относительно сообщений простых и обыкновенных. Многие думают, что безопаснее иметь дело с медиумами механическими, не только в отношении независимости идей, но и в отношении обманов. Поэтому-то некоторые предпочитают медиумов механических. Но это заблуждение. Обман может быть везде, и мы знаем, что с ловкостью можно направлять по произволу и корзинку, и дощечку, которая пишет, и придавать ей совершенный вид самопроизвольного движения.
Одни только выраженные мысли устраняют всякое сомнение, будут ли оне происходить от медиума механического, сознательного, слышащего, говорящего или видящего. Есть сообщения, которые до такой степени выходят из круга идей, познаний и даже умственных способностей медиума, что нужно необыкновенное ослепление, чтобы приписать их самому медиуму. Мы признаём в шарлатанстве большое искусство и находчивость. Но мы не знаем, чтобы оно обладало даром давать знание невежде или ум тому, кто его не имеет. Повторим вкратце, что лучшая гарантия состоит в известной нравственности медиума и в отсутствии всяких матерьяльных интересов или самолюбия, могущих возбуждать в нём желание выказывать медиумические способности, которыми он обладает, потому что эти самые причины могут заставить его подражать тем способностям, которых у него вовсе нет.
Хоум все свои замечательные явления производил при свете. У него появлялись материализованные руки, летающие по комнате и поднимающие под потолок разные вещи. Иногда поднимался на воздух он сам. Спрошенные по этому поводу лучшие английские и французские профессиональные фокусники единогласно заявили, что они не могут воспроизвести при той же обстановке всё то, что наблюдается у Хоума. Другими словами, им нужна сцена и приборы, чего не имел Хоум. (Асгарта)
Поэтому теперь скажем несколько слов только, прежде чем начнём говорить о предмете более серьёзно. Впрочем, есть обстоятельство, которое не может ускользнуть от каждого сколько-нибудь рассуждающего человека. Есть, без сомнения, фокусники необыкновенно искусные, но они очень редки. Если б все медиумы занимались фиглярством, то нужно было бы согласиться, что искусство это сделало в короткое время неслыханные успехи и вдруг стало искусством весьма обыкновенным, потому что оно оказывается врождённым не только у людей, которые не подозревали этого, но даже и у детей.
Из того, что есть шарлатаны, которые продают лекарства в публичных местах, из того, что есть медики, которые хотя и не являются в местах публичных, но обманывают доверие, следует ли, что все медики шарлатаны и что медицина должна потерять всякое уважение?
Из того, что есть люди, продающие подкрашенное вино вместо натурального, следует ли, что все продавцы вина подделыватели и что чистого вина вовсе нет? Употребляют во зло всё, даже вещи самые достойные уважения, и можно сказать, что плутовство имеет также своих гениев. Но обман всегда имеет цель и какой-нибудь матерьяльный интерес. Где нельзя ничего выиграть, там нет цели обманывать. Поэтому мы и сказали относительно медиумов корыстолюбивых, что лучшая гарантия в этом случае есть совершенное бескорыстие.
Из всех спиритических феноменов более всего дают повод к обманам феномены физические вследствие причин, которые бесполезно рассматривать.
Во-первых, тут обращаются больше к зрению, чем к рассудку, и потому фокуснику легче подражать им.
Во-вторых, затрагивая более других любопытство, они скорее могут привлекать толпу и, следовательно, доставлять больше выгоды.
При таком взгляде на вещи шарлатаны имеют много выгод в подражании этого рода явлениям. Зрители, большей частью не знакомые со спиритической наукой, идут искать скорее развлечение, чем серьёзное поучение, а известно, что всегда лучше платить за то, что может служить развлечением. Но, кроме этого, есть другая причина не менее важная. Если фиглярство может подражать матерьяльным явлениям, для которых нужна только ловкость, то мы не слышали до сих пор, чтобы оно обладало даром импровизации, которая требует ума не совсем обыкновенного, или даром производить эти прекрасные и высокие откровения, столь кстати сказанные, которые дают духи в своих сообщениях. Это напоминает нам следующее происшествие.
Один литератор, довольно известный, пришёл однажды к нам и говорит, что он очень хороший медиум сознательный и что он предлагает услуги нашему спиритическому обществу. Так как мы имеем обыкновение допускать в общество тех медиумов только, способность которых известна нам, то мы просили его явиться прежде в частное собрание, чтобы дать доказательства своей способности. Он явился туда действительно. Несколько опытных медиумов получили или рассуждения, или ответы замечательной точности на вопросы, к которым они были приготовлены. Когда пришла очередь этого господина, он написал несколько незначительных слов, сказал, что он не расположен в этот день, и больше мы его не видели. Он нашёл, вероятно, что играть роль медиума разумных явлений труднее, чем он думал.
Легче всего обманывать в чём бы то ни было людей, которые незнакомы с предметом. То же самое можно сказать и о Спиритизме. Кто не знает его, тот легко обманывается наружным видом; между тем как предварительное серьёзное изучение знакомит не только с причинами феноменов, но и с условиями, при которых они могут производиться, и даёт возможность узнать обман.
Медиумы-обманщики описаны, как они стоят того, в следующем письме, помещённом нами в "Revue Spirite" за август месяц 1861 года.
"Париж, 21 июля 1861.
Милостивый государь!
Можно быть несогласным в некоторых пунктах предмета и совершенно согласиться в других. Я прочёл недавно на 213 странице последнего номера Вашего журнала рассуждения об обманах, относящихся к опытам спиритуализма, или спиритизма, и очень счастлив, что могу присоединить к ним свои замечания. Здесь всякое несогласие относительно теорий и учений прекращается как бы волшебной силой.
Я, может быть, смотрю не так строго, как Вы, на медиумов, которые честным и приличным образом принимают вознаграждение за потерю времени, посвящаемого ими опытам часто долгим и утомительным; но я также строг - и в этом случае нельзя не быть строгим - относительно тех, которые пополняют плутовством и обманом отсутствие или недостаточность обещанных и ожидаемых результатов.
Примешивать подлог к истине, когда дело идёт о феноменах, получаемых при посредстве духов, есть просто низость, и было бы совершенным отсутствием здравого смысла думать, будто медиум имеет право делать это спокойно. Это значит, как Вы прекрасно замечаете, продолжить недоверие к предмету в умах людей не вполне убеждённых каждый раз, когда обман обнаруживается. Я прибавлю ещё, что это значит подвергать самым несправедливым упрёкам людей честных, которые бескорыстно помогают медиумам своими познаниями, которые ручаются за их добросовестность и покровительствуют им некоторым образом. Это значит совершать относительно их формальное преступление.
Всякий медиум, обличённый в подложных действиях, который был бы пойман, так сказать, на месте преступления, должен быть изгнан всеми спиритуалистами или спиритами, которые обязаны изобличать и посрамлять таких медиумов.
Если вы найдёте нужным поместить эти строки в Вашем журнале, то оне к Вашим услугам.
Примите, и проч.
Матье."
Не всем спиритическим феноменам одинаково легко подражать, и между ними есть такие, которых не могут подделывать самые искусные фокусники. Таковы именно: движение предметов без всякого прикосновения, поднимание тяжёлых тел в воздух, удары, раздающиеся в разных местах, видения и прочее, разумеется, если нет предварительных секретных приготовлений. Вот почему мы говорим, что в этом случае нужно внимательно наблюдать обстоятельства и в особенности брать в соображение характер и положение особ, цель и интерес, какой могут иметь оне для того, чтобы обманывать. Это самое лучшее средство контроля, потому что бывают обстоятельства, устраняющие всякие сомнения.
Итак, мы думаем, что вообще нужно остерегаться тех, которые делали бы из феноменов этих зрелища или предмет любопытства или забавы и уверяли бы, что могут производить их по своему произволу и в назначенном месте, как мы уже объяснили это. Мы не перестанем повторять, что разумные существа, проявляющиеся нам, хотят доказать, что они обладают также свободным произволом и не подчиняются нашим капризам.
Не так Спиритизм поставлен в Индии. Там факиры и светские йоги производят физические и разумные медиумические явления по желанию и во всякое время. Им помогают питрисы - духи предков, - постоянно сопутствующие им. (Асгарта)
Достаточно будет указать некоторые хитрости, к каким прибегают или могут прибегать в известных случаях, чтобы предохранить от обмана наблюдателей добросовестных. Что же касается до людей, которые судят, не углубляясь, то напрасно старались бы мы разуверить их.
Один из самых обыкновенных феноменов есть удары, раздающиеся в самом веществе дерева, сопровождаемые или нет движением стола или другого предмета. Этому явлению легче всего подражать или прикосновением ноги, или же производя лёгкий треск в мебели. Но здесь есть особенная маленькая хитрость, которую небесполезно открыть. Достаточно положить обе руки так, чтобы ногти больших пальцев крепко упирались один в другой. Тогда с помощью движения мускулов, совершенно незаметного, производят трение, которое издаёт слабый сухой звук, имеющий большое сходство со звуками внутренней типтологии. Этот звук отражается в дереве и производит соответствующую иллюзию. Ничего нет легче, как повторять его столько раз, сколько требуется, подражать барабанному бою и прочая, отвечать на известные вопросы с помощью "да" или "нет", различных чисел или даже указания на буквы азбуки.
Зная всё это, очень легко подметить обман. Он невозможен, если руки удалены одна от другой и если уверены, что никакое другое прикосновение не может произвести звука. Действительные удары представляют ту особенность, что они переменяют место и род звука по произволу (чего не может быть, если они зависят от вышеизложенной нами или от другой подобной же причины), что переносятся со стола на другую мебель, к которой никто не прикасается, на стены, потолок и прочее, что отвечают, наконец, на вопросы непредвиденные.
Непосредственному писанию подражать ещё легче. Не говоря уже о весьма известных химических субстанциях, с помощью которых по прошествии некоторого времени на чистой бумаге являются письмена - что можно предупредить самыми обыкновенными предосторожностями, - может случиться, что бумага будет ловко заменена другой. Может быть также, что желающий обмануть искусно отвлечёт внимание зрителей и в это время напишет несколько слов. Нам говорили, что писали таким образом кусочком карандаша, спрятанным под ногтем.
Феномену приноса предметов, так же как и другим, могут подражать фокусники, и можно быть обманутым человеком более или менее ловким, не имея даже дела с настоящим фокусником. В особой статье, которую мы поместили выше, духи сами определили исключительные условия, при которых феномен этот может производиться, из чего нельзя не заключить, что лёгкое и произвольное получение аппорта может по меньшей мере считаться подозрительным. То же самое должно сказать и о непосредственном писании.
В главе о специальных медиумах мы упомянули, на основании слов духов, о редких и обыкновенных медиумических способностях. Поэтому нужно остерегаться слишком доверять медиумам, которые говорят, что обладают первыми, или которые имеют претензию на много сторон своей способности, что очень редко оправдывается на деле.
Разумные явления, смотря по обстоятельствам, представляют более всего ручательств за свою действительность, а между тем и они не чужды подражанию, по крайней мере, относительно сообщений простых и обыкновенных. Многие думают, что безопаснее иметь дело с медиумами механическими, не только в отношении независимости идей, но и в отношении обманов. Поэтому-то некоторые предпочитают медиумов механических. Но это заблуждение. Обман может быть везде, и мы знаем, что с ловкостью можно направлять по произволу и корзинку, и дощечку, которая пишет, и придавать ей совершенный вид самопроизвольного движения.
Одни только выраженные мысли устраняют всякое сомнение, будут ли оне происходить от медиума механического, сознательного, слышащего, говорящего или видящего. Есть сообщения, которые до такой степени выходят из круга идей, познаний и даже умственных способностей медиума, что нужно необыкновенное ослепление, чтобы приписать их самому медиуму. Мы признаём в шарлатанстве большое искусство и находчивость. Но мы не знаем, чтобы оно обладало даром давать знание невежде или ум тому, кто его не имеет. Повторим вкратце, что лучшая гарантия состоит в известной нравственности медиума и в отсутствии всяких матерьяльных интересов или самолюбия, могущих возбуждать в нём желание выказывать медиумические способности, которыми он обладает, потому что эти самые причины могут заставить его подражать тем способностям, которых у него вовсе нет.
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения