Традиционные Славянские аграрные Праздники.
Ср Авг 31, 2016 4:44 pm
Спожинки (дожинки, обжимки) – Праздник окончания жатвы, поэтому на разных землях празднуется в разное время. В средней полосе это 15 – 25 серпня (августа).
На большей части исконных славянских земель завершается сбор урожая зерновых. По обычаю, в эти дни проводится Обряд последнего снопа – завивают «Велесову бороду», и на пиру в честь Макоши, ставится, наряженный в женское платье, последний сноп – «Пожинальник». Заканчивается летняя страда, приходит время осенних игрищ и хороводов. С благодарностью за собранный урожай чтят в это время Родных Богов.
В это время наступает череда больших народных праздников, имеющих древнейшие языческие корни. Зовутся они Спасами. Наиболее известными и дошедшими до наших дней являются: Медовый (Маковый, Мокрый), отмечаемый 14 серпня (августа), Яблочный – 19 серпня и Ореховый (Хлебный, Холщовый) - 29 серпня.
По современному календарю 14.08 празднуется Первый Спас. Испокон веков Медовый Спас слывёт главным предосенним славянским земледельческим праздником. Его чаще называют Медовым - соты в ульях к этому времени обычно полны душистого мёда. Наступила самая пора приступать к его сбору. По народной примете с этого дня пчела перестаёт приносить в улей лакомую добычу, да и сами цветы становятся гораздо менее щедрыми. В народе принято мнение, что если пасечник не заломает соты, то соседние пчёлы унесут весь его мёд. Опыт пчёлопроизводства передавался в семье по наследству от отца к сыну, занятию придавалось особое значение
Согласно повериям, сборщик дикого мёда должен был обладать особыми качествами. Не следовало быть гневливым и скупым. Первый собранный мёд необходимо было разделить с другими жителями. Этот обычай сохранился с давних времён, когда долей мёда наделялись все участники деревенской общины.
«Первый Спас - первый сев!» - гласит простонародная мудрость. В большинстве регионов уборка хлеба завершена или завершается. Почти повсеместно с Первого Спаса начинался (а на юге продолжался) посев озимой ржи.
На Украине вызрел мак и начался его сбор. В этот день принято выпекать изделия с лакомыми семенами. Оттого и ещё одно название Спаса – Маковый. А ещё на Первый Спас берут пробу с горошка нового урожая.
До Яблочного Спаса есть садовые яблоки запрещалось. "Пришёл второй Спас - всему час: плоды зреют", "У Спаса не без припаса". Приходит пора сбора урожая яблок.
В эти дни отмечается и Ветрогон (Стрибог Летний) - буйные ветры, Стрибожьи внуки, приносят первые вести о грядущей осени... В пору двоеверия на Руси на эту дату приходился день Мирона Ветрогона. По приметам, в этот день дуют сильные ветры. В народе о сём говорили: "Мироны-ветрогоны пыль по дороге гонят, по красном летечке стонут", "Ветры-ветрогоны пыль погнали по белу свету, зарыдали по красну лету", "Каков Мирон Ветрогон, таков и январь".
Третий Спас в народе называли хлебным, поскольку в этот день впервые пекли пироги из хлеба нового урожая. В народе сей праздник именовали также "Спас на полотне" или "Спас на Холсте" ("Холщовый Спас"), ибо в местах больших ярмарок со дня третьего Спаса начинался полотняный торг, продажа полотна и холстов. Называли Третий Спас и ореховым, ибо к этому дню поспевали лесные орехи и начинался их сбор с последующей заготовкой
Автор не известен
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения